Вавилон и Ассирия

11 августа в 23:19

Москва. Наверное, Патриаршее подворье в Сокольниках. 2006 год.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, июль 2018.

Литература

Литература по этой теме большая. Есть работы, к сожалению, уже покойного Игоря Дьяконова. Но вот две книжки, которые я не могу обойти вниманием. Белявский, книга в цветастой суперобложке, «Вавилон легендарный и Вавилон исторический», Москва, 1971 год. Она, к сожалению, не переиздавалась. Автора давно уже нет. Инициалы: В. А. И вот книга Садаева «История древней Ассирии», издана тоже довольно давно, но позже, издательство «Наука», Москва, 1979 год. Инициалы Садаева поэкзотичнее: Д. Ч., Давид Челябович. Он ассириец просто. Эти книги очень удобны, очень исчерпывающи при своей компактности. Садаева тоже не переиздавали. Да, иностранцы тоже достаточно много пишут по этой теме, но наши авторы лучше. Есть еще хорошая, переводная книга А. Лео Оппенхейма «Древняя Месопотамия». Есть еще интересная книга Эвелин Кленгель-Брандт «Вавилонская башня». Об исследованиях зиккуратов, башни Этеменанки, с реконструкциями, с рисуночками, небольшая совсем, брошюрка, но добротная, хорошая. Конец 1970-х, самое начало 1980-х годов. Что? Как его фамилия? Фамилия ее! Эвелин, извините, — это уж точно она. Двойная фамилия. Хотя я бы не удивился, если бы в Америке Эвелин оказался мужчиной. В этой полоумной стране называют как угодно. Испанцы, конечно, дают мужчинам имя Мария, но оно будет вторым или третьим, а первое имя все равно будет, например, Хосе и так далее. Да, Эрих-Мария Ремарк, например. А Людмил — это болгарское мужское имя. Людмила, кстати, единственное славянское женское имя в Святцах. А вот имя Светлана переводное, это калька. Да, это Фотиния. И Любовь — греческое имя, переводное, причем оно существует у нас и в греческом варианте — Агапа. Вера, Надежда, Любовь — это перевод.

Вавилон

Зимой 689-688 годов до Рождества Христова все Средиземноморье с окрестностями оцепенело от ужаса. Вавилон перестал существовать. Вавилон был всегда. Он просуществовал значительно дольше Рима, языческого, до варваров, конечно. Ну, потом Рим еще две тысячи лет просуществовал, правда, в Средневековье на столетия превращаясь в пустырь. Но тогда еще никто бы не сказал про поселочек Ромула, что он вечный город. А Вавилон уже тогда был вечным городом! Как вы помните по предыдущей лекции, уже в начале 2-го тысячелетия до Р.Х. Вавилон был серьезным городом. И в нем издавались писаные законы неглупым царем Хаммурапи. А до того тоже была история Вавилона. И восходит она к шумерским временам. Там был шумерский поселок, а может быть, и до шумеров там жили люди. Но тут уже никто ничего точно не скажет.

Вавилон был всегда. Сменялись не только династии, не только доминировавшие города (Ур, Лагаш, потом пошли вавилонские династии), сменялись даже народы, этносы сменялись, а Вавилон был. Его завоевывали кочевники, и некоторое время им даже владели. Ну и что. Их не стало, мы не знаем, кто они были этнически, мы их не помним, а Вавилон остался. Его завоевывали касситы, кочевники или полукочевники, и была касситская династия Вавилона. Ну и что. Была и сплыла, а Вавилон остался. Он подчинялся другим, он входил в состав Ассирийской державы. Но со времен Хаммурапи он чаще доминировал. Его завоевывали народы семитские, хурритские или непонятно какие. Первыми кочевниками, которые его завоевали, были кутии или гутии, но то неважно. Его завоевывали арийцы хетты, основатели первой исторически зафиксированной арийской державы, в Малой Азии. Они завоевали его еще в XVI веке до Р.Х. Если не ошибаюсь, в 1595 году. Могу ошибаться. Но к 1200 году до Р.Х. Хеттская держава уже погибла. А Вавилон был.

Я только для сравнения свел Вавилон и Ассирию в одну лекцию, много раз так уже делал. Помню, в школьном учебнике моего времени был соответствующий раздел — Ассиро-Вавилонский. Это абсолютно нелепо, это нонсенс. Они враждовали и не враждовали. Бывало, что Вавилон подчинялся ассирийским царям. Но они совершенно разные. Вавилоняне — торговцы и ростовщики. Да, конечно, они и ученые, ремесленники, они обладали великолепным, развитым земледелием. Его базой была финиковая пальма, но там выращивали и другие самые разные деревья. Злаковые и огородные культуры тоже выращивали. Все это было. Но прежде всего, Вавилон — торгово-ростовщический город. Ассирийцы же прежде всего воинственный народ, милитаристы. И основали они воинственное государство. Я бы сказал более того, ассирийцы — это народ-войско. Вавилонский царь по своему происхождению жрец, как и египетский фараон, кстати сказать. И у вавилонского царя были довольно обширные жреческие функции. А ассирийский царь по происхождению генерал, военачальник, лицо светское, никакими жреческими функциями не обремененный. Одно было общим — в обоих государствах не осталось и следов от протосоциалистического общества шумеров, которым мы с вами занимались. В одном случае, вавилонском, мы имеем дело с протополисом. Вавилон предвосхищает позднейшие полисы греков, финикиян, такой, знаете, отдаленный предшественник США. А в другом случае мы имеем дело с суровым патриархальным обществом, но тоже свободных людей. Одна свобода основана на патриархальных обычаях и довольно суровом их исполнении, а другая основана на законе, судебной системе, развитых договорных отношениях.

Вавилон разрушили ассирийцы. Их можно понять. Вавилон сам напросился. Этнически стареющее аморейское общество все более теснилось, подминалось под себя халдеями, более молодым, тоже семитским народом, пришельцами, иммигрантами. Актуальная сегодня ситуация. Помните нравоучительную сказку о лисе и зайце? Прибежала лиса к зайцу домой и спрашивает: «Можно, я только на крылечке посижу? Я так устала, так замерзла». А потом: «А можно, в сенечках посижу?» А потом: «А можно, в комнатку зайду?» А потом пинком выгнала зайца из его дома. Вот, вот, это тот самый случай. Сейчас эта сказочка очень актуальна для нас.

Халдеи были еще относительно молоды, амореи же были уже стары. У них энергии не было, и ничего лучшего они не придумали, чем пожаловаться и попросить помощи у ассирийского царя. «Хорошо, — сказал царь. — Тогда вы мои подданные. Я порядок наведу, но тогда вы часть моей державы». Он тоже был прав по-своему. Надо сказать, что ассирийские цари понимали идейное значение Вавилона для всего того месопотамско-сирийского, переднеазиатского мира, и потому обращались с Вавилоном очень прилично. Ассирийский царь сажал вавилонским царем своего родича, обычно, сына. И тот принимал вавилонское тронное имя. Между прочим, имена у них совершенно не похожи. Давайте для интереса сравним, например, ассирийское царское имя Синаххериб и вавилонское царское имя Мардук-алла-иддин. Дома отец и сын, наверное, пользовались ассирийским именем, а официальным лицом он был под вавилонским именем. Если ассирийский царь сам становился вавилонским царем, он тоже принимал для Вавилона вавилонское имя. Вавилон был включен в число царских городов, то есть, был освобожден от прямых налогов. Между прочим, в огромной Ассирийской державе IX-VIII веков до Р.Х. царских городов было всего четыре, в том числе древняя, уже только традиционная столица Ашшур. Собственно Ассирия — это тоже Ашшур. Это такое же название, как Рим, например, Рим город и Рим государство. Ашшур был национальной святыней для ассирийцев. А новой столицей, активно упомянутой в Библии, была Ниневия.

Но амореям все было мало. Воевать они разучились, а предавать и интриговать не разучились. Им всего было мало, и теперь они начали интриговать уже против своего, ассирийского царя. Синаххериб потребовал выдать зачинщиков. Вавилон же считал, что он неприступен. Тогда ассирийские инженеры отвели Евфрат и смыли Вавилон. В каком году? Я с этого начинал — зима 689-688 годов. Но когда Синаххериб оценил, что он проделал, ему стало не по себе. Он почувствовал, что хотя все внешние почести ему оказываются, его сторонятся его собственные подданные ассирийцы, что он совершил кощунство для того времени, Вавилон нельзя было стирать с лица земли. И хотя Синаххериб прожил еще 7 или 8 лет, он, всю жизнь бывший полководцем, завоевателем, за то время не совершил ни одного похода. Он вообще не ведет активной политики. Он сидит, запершись, у себя во дворце. Настолько неуютно он себя почувствовал после своего деяния. И когда Синаххериб скончался, его сын и преемник царь Асархаддон повелел восстановить Вавилон.

Вавилоняне были действительно великие хитрецы, но народ довольно подленький. Им было мало того, что им город вернули и даже построили. Они сумели сколотить еще одну антиассирийскую коалицию, только теперь уже с новыми, более молодыми, более энергичными народами, и народы те были арийские — мидяне и скифы. Я сильно подозреваю, Вавилон дал деньги, а сражались мидяне и скифы. Вот я в вавилонскую воинскую доблесть не верю. Но сумели, и отомстили по полной программе, стерли с лица земли Ниневию. Разница заключалась только в том, что ассирийцы, одумавшись, Вавилон восстановили, а Ниневию так и не восстановили никогда, к нашему счастью, конечно, потому что именно благодаря тому нам досталась в огромном объеме библиотека ассирийских царей, от несчастья.

Вообще подобные несчастья, военные разрушения, разорения всегда очень помогают исторической науке. Тогда остается то, что в противном случае потеряли бы, разошлось бы. Так было, например, с Новгородом, Он был одним из первых, а иногда богатейшим городом Руси, был таким из века в век, таким вошел и в Русскую державу в конце XV века, в 1478 году, при величайшем нашем государе и создателе России Иоанне Третьем. А потом тиран и полоумный внук упомянутого великого государя Ивашка Четвертый разорил Новгород. И Новгород навсегда, на веки превратился в захолустье. Он и сейчас захолустье. А его роль на северо-западе Руси перешла ко Пскову. Благодаря тому, хотя до нас дошли псковские храмы даже XIV века, там все перестроено, совершенно все, а в Новгороде некому и не на что было перестраивать. Потому у нас есть XI век, XII век, XIII, XIV, XV, XVI! На каждый век есть памятники новгородского зодчества. А все от несчастий.

Что представлял собою город Вавилон? Во-первых, он уже потому был велик в глазах всего прогрессивного и не очень человечества, что стоял на двух берегах Евфрата и имел постоянный мост. Это серьезно. Все города стояли на одном берегу, так было очень долго, или при впадении малой реки в большую, как на Руси любили ставить, но все равно на одном берегу большой реки. Псков стоит при впадении Псковы в Великую, а Москва основана при впадении Неглинной в Москва-реку. До Яузы Москва позднее дотянулась. Ярославль, Кострома стоят так же. Так многие строили. В Афинах речушка почти незаметна, но все равно на одном берегу. Рим при императорах, правда, получил предместья на противоположном берегу Тибра, но то было не очень серьезно, а в общем «Семь холмов» стоят на одном берегу. И так далее. Все города стояли на одном берегу, египетские тоже, на берегу Нила. А Вавилон стоял на двух берегах!

Сам мост тоже был событием. Постоянный мост! Он был еще в конце второго тысячелетия до нашей эры! Римляне, которые очень много чего строили, начали с размахом возводить мосты к концу республики. Притом мы всегда путаем акведуки и мосты. Знаменитые каменные акведуки, например, Гардский мост — это же акведуки. Мосты же были деревянными настилами на каменных быках. Их мосты были хорошими, но наверху-то была деревянная конструкция. А в Вавилоне был каменный мост! И на нем уже тогда торговали, вдоль моста стояли лавки. И может быть, оттуда, из Вавилона пошла многовековая традиция торговать на мостах.

Когда, например, в XVII веке строили каменный мост в Москве, или в XVIII веке каменный Кузнецкий мост на трех арках, были сразу, заранее спроектированы площадки для торговли. И Никитин в 1760-х годах строит каменный мост в Калуге тоже с двумя площадками для торговли на одном берегу и на другом. Почему? А потому что торговля все равно появится, от нее никакими силами людей не удержать. Это советская власть думала, что она все может. Во она могла! А русские власти были гораздо разумнее, они понимали, что шалашики торговые все равно появятся. Потому дабы не уродовать вид, они делали постоянные сооружения для торговли.

Кстати, обратите внимание, что в древности мост и вообще строительство мостов было явлением сакральным. Неслучайно глава жреческих коллегий Рима носил титул, который у него, у язычника позаимствовал Римский папа, что меня всегда умиляло, титул совершенно языческий и жреческий — понтифекс максимус (pontifex maximus), то есть «наилучший строитель мостов».

Город был окружен тройным рядом стен. Он был практически неприступным. Они тоже были восстановлены после восстановления Вавилона. На стенах были башни. Каждая последующая стена была выше предыдущей, что позволяло вести сверху обстрел врага, имевшего глупость залезть на низкую, внешнюю стену. А Евфрат в случае войны перекрывали цепью с обеих сторон, потому что стены же подходили к Евфрату, естественно.

Город рассекали восемь проспектов. Они пересекались под прямым углом. Проспекты были вымощены каменными плитами. Представляете, сколько то стоило для страны бедной на камни! Все же привозили по реке. Главная улица проходила через обе половины Вавилона через мост, что тоже производило впечатление, и, естественно, вела к знаменитым воротам Иштар, которые вы не могли не видеть. Они реконструированы, реконструкция находится в Берлине. Их фотографии помещены в любом школьном учебнике. Они действительно очень красивы. Ими пользовались и как обычными воротами, но через них проходили также основные религиозные праздничные процессии. Вы помните, они сплошь покрыты синими изразцами с лепными, золотистыми священными быками шеду. Кроме того, главная улица проходила между огромным комплексом храма Эсагила, храма бога Мардука, разумеется, главного покровителя Вавилона (Мардук прежде всего вавилонский бог) и его зиккуратом, что тоже должно было производить впечатление. Храм и зиккурат были разделены, проспект проходил практически через храмовую территорию. С одной стороны — сложный комплекс многих корпусов храма Эсагила, а с другой стороны его башня Этеменанки, та самая Вавилонская башня, хотя не обязательно та, которая упомянута в Библии. И даже если та была на этом же месте, то та была другой башней.

Зиккурат Этеменанки был уже не трехступенчатый, а семиступенчатый. В то время так было уже не только в Вавилоне. С одной стороны через все ярусы шла лестница. Она была, конечно, для торжественных процессий, но я представляю себе, как было неуютно по ней спускаться. Ее раскопали, она хорошо реконструируется. Ее высота — 96-98 метров. Представьте себе, какой вид был с вершины на город. Не думаю, что было приятно спускаться по этой лестнице. Башня была многоцветной. Тогда с красителями стало уже лучше. Каждый ярус был окрашен в свой цвет. И верхний храмик на вершине зиккурата сиял ослепительной белизной. Вообще-то было красиво. Притом представьте себе, насколько она возвышалась над Вавилоном, ведь город был практически одноэтажным. Вторые этажи были легкие. Даже у царских дворцов второй этаж тоже был легким, ну вроде навеса с ограждениями. Фундаментальный же этаж был один. И тут почти стометровый зиккурат.

Другие улицы и переулки не мостились. Но тут помогало другое. Как и вся Месопотамия, Вавилон был городом древней керамической культуры. Керамики было очень много, она было дешевой, ее не берегли. Потому значительную часть мусора, битую керамику, просто выбрасывали на улицу. Но каждый хозяин в пределах своей стены обязан был утрамбовать (сам или раба послать), а у дорожников подобное покрытие, керамическая крошка с наполнителем, и сейчас называется идеальной смесью. Так что улицы там был утрамбованные, чистенькие, несмотря на то, что они были из мусора, потому что при таком покрытии достаточно веничком смахнуть и будет чисто.

Вдоль улиц тянулись сплошные глинобитные стены. Те, кто был в старых городах Туркестана, могут представить себе такие улицы, где за сплошным глиняным дувалом кое-где домик высовывается, дерево растет, а на улицу выходит только глинобитная стена и калитка. Только в Вавилоне было красивее, чем в Средней Азии теперь. Ограды частных домов были украшены. И чем богаче был хозяин, тем он старательнее, тщательнее украшал, оформлял свой вход лопатками, пилястрами.

Вы знаете, что в Риме ходили пешком. Ездить по Риму было запрещено всем, не ездил даже император. Можно было ходить самостоятельно или ходить в носилках ногами рабов. Разрешалось только подвозить продукты, но только ночью. Все погрузочно-разгрузочные работы совершались только ночью. А по Вавилону ездили. Проспекты неслучайно были вымощены, по ним на колесницах катались.

В городе было около 400 храмов и около 150 уличных алтарей. Это тоже имело колоссальное и двойное значение. Во-первых, видимо, все храмы были небольшими. То есть, превосходство Вавилона было зримым. Повсюду стоят храмики самым разным, самым невероятным богам, уличные алтарики, а над ними всеми возвышается Этеменанки Бела Мардука. Но было и другое значение, была и другая цель. Каждый, приехавший в Вавилон, мог найти храмик своего наиболее почитаемого бога и совершить там жертвоприношение. В первом тысячелетии до Р.Х. человеческих жертвоприношений в Месопотамии не было. Они были у других — они были у финикиян. Они совершались да самого конца существования Карфагена. Но то была все-таки особая окраина месопотамского мира, о котором мы говорим.

Были всевозможные символические моменты. Если вы заинтересуетесь эволюцией языческого жертвоприношения, то я, забегая вперед, очень советую вам книгу Роберта Грейвса «Греческая мифология». Я всегда ее рекомендую, если вас интересует Эллада, тоже рекомендую. Грейвс был одновременно великолепным ученым и талантливым историческим писателем. Разбирая мифы, он всюду старается найти их предысторию, то есть реальную почву, на которой родился миф. И вот у него видно, как жертвоприношение царя заменяется жертвоприношением мальчика — царя на один день. А потом и то исчезает, и появляются символические обряды, которые заменяют собой человеческую жертву. С одним обрядом мы сейчас и встретимся.

Сперва обратим внимание на политическое устройство Вавилона. Вавилон трудно назвать монархией. Можно считать его аристократическим, но скорее, то была олигархия. Но олигархия была наследственной, как например, средневековый городской патрициат в Западной Европе. Царь, разумеется, был, и был очень уважаемым лицом и служителем Бела Мардука. «Бел», кстати, значит господин. Обычно они говорили «Бел», точно так же, как по-финикийски «Бал». Но притом он отнюдь не был неограниченным властителем. От него можно было избавиться каждый год. Дело в том, что значительнейшим праздником Вавилона был весенний праздник Свадьбы Бела Мардука. Он обставлялся грандиозно. Статуя Бела покидала Эсагилу, ее несли процессией к Евфрату, погружали на украшенную специальную священную барку, и Бел неторопливо плыл по реке, а навстречу ему везли невесту из другого города, из Борсиппы. Главную роль играл притом царь. Но для того чтобы исполнить жреческие функции на свадьбе, царь должен был каждый раз получить жреческое посвящение. Для того царь являлся в храм Эсагила. Его встречал верховный жрец храма, почтительно приветствовал и давал царю по морде, давал пощечину. Считалось, что если царь притом плачет, то год будет безупречно плодородным. Но Вавилон — это очень высокоцивилизованное место, потому я сильно подозреваю, что верховные жрецы были достаточно тренированы и умели бить по морде не больно, а цари умели выдавливать из себя слезы, чтобы подданные не беспокоились. Думаю, все было обставлено дипломатично. Так вот, все значительные жрецы Вавилона происходили из одной знати. Они все были родичи банкиров и крупнейших купцов. Потому царь мог получить по морде, а мог и не получить. А если не получил, то не может проводить праздник. А если не может проводить праздник, то не годится в цари, и до свидания. Раз в год царя можно было устранить. Вот так он получал подтверждение своих полномочий на следующий годичный срок.

Пример из нашего времени. Во многих местах экваториальной Африки сохранился институт племенных королей, которые ежегодно получают подтверждение своих полномочий, где-то от собрания старейших (прообраза аристократии), где-то от собрания всех мужчин (прообраза демократии), или же не получают, и тогда короля можно отстранить. Получают ли они притом по морде, не знаю. Обрядов их не знаю.

Вавилон был очень мощным юридически, повторяю, очень договорным, правовым безусловно, что невозможно было тогда нигде. В Вавилоне, например, жена могла владеть имуществом, отличным от имущества мужа. Там существовали брачные договоры. Более того, раб мог обладать имуществом, которое никаким образом не принадлежало его господину.

Понятно, что обратная сторона любой демократии — это коррупция. Понятно, что мошенников там было великое и неимоверное множество. Сохранился документ, в котором описано, как девица весьма легкого поведения почти совсем окрутила юношу благородного происхождения, принадлежащего к высшему слою общества. В чем-то ей помогали ее братья. Еще немного, и она получила бы бездоговорный брак, стала бы совладелицей его обширнейшего имущества. И вот тут, на имущественных делах они и попались, потому что родственники юноши перепугались и побежали в суд. Дело рассмотрели, и проститутку с ее братьями судья предупредил (наказывать еще было не за что), что если они не отстанут от юноши, то следующим заседанием он их всех троих продает в рабство.

Вавилон был городом учености. В нем была, если хотите, профессиональная интеллигенция, которая в литературе получила название «халдеи». Это очень интересное совпадение. Видимо, среди них было много халдеев. Говорят и пишут: халдейская магия, халдейская астрология, халдейская мудрость. Но мы же с вами знаем, что халдеи — это этнос. Тем не менее, видимо, это было настолько связано с халдейской средой, что за пределами Вавилона они получили прозвище «халдеи». Они не жрецы, они именно профессионалы интеллектуалы. Таким халдеем мог стать каждый. Но только для того надо изучить несколько языков, знаете ли, в том числе давно мертвые шумерский и аккадский. Они занимались очень многим. Они занимались строительными работами, прежде всего как математики и инженеры, как геометры, естественно. Они занимались обороной крепостей. Они консультировали жрецов, потому что сложные ритуалы жрец олигарх просто не знал, без консультанта он не мог исполнить своих жреческих функций. Жрец — выборное высокопоставленное лицо, патриций Вавилона, а халдей ему нашептывал, суфлировал. Например, есть твердая убежденность, и она достаточно справедлива, что в наше время дьякон знает богослужение лучше священника, а псаломщик — лучше дьякона, псаломщик знает лучше всех.

Мы завершаем вавилонскую тему. Как мы уже говорили с вами, Вавилон отомстил, и Ниневия погибла. Ассирийцы были рассеяны. Нынешние ассирийцы считают себя их потомками. Но я в этом сильно сомневаюсь. Всякое может быть, но подозреваю, что, скорее всего, они сирийцы. Дело в том, что ассирийский язык, дошедший до нас, не ассирийский, он сирийский или иначе арамейский. Конечно, Садаев объясняет это тем, что рассеянные среди массы арамейских племен ассирийцы потеряли свой язык. Я знаком с одной высокоученой ассирийской семьей. Их язык сейчас сиро-арамейский. Они стараются его поддерживать, его знать, ну, как реликтовый этнос.

Вопрос слушателя: А амореи кто? Кто старше — амореи или арамеи?

Махнач: Амореи — это предыдущий этнос перед халдеями в Вавилоне, а мы говорим об ассирийском языке. Было два ассирийских народа — первые ассирийцы и вторые ассирийцы. Арамеи же — это жители Сирии. Последний раз они претерпели взлет этногенеза около I века до Р.Х. Мало сведений о них. Вот о древних греках и древних римлянах много сведений, я могу разобрать все фазы их этногенеза, я это сделаю. А у древних народов, не описанных в летописи достаточно хорошо, труднее находить фазы этногенеза. У древних евреев тоже могу, Библия дает четкое изложение всех фаз этногенеза. Через неделю сделаю.

Так вот, Господь и собственная глупость не оставили безнаказанным разрушение Ниневии. После победы над Ассирией начинается довольно короткий, примерно столетний период правления Нововавилонской династии. Основной материал Библии касается именно этого Вавилона, нового, восстановленного. И самый известный царь этой династии, имя которого вы прекрасно знаете, — Навуходоносор.

Для большей ясности напомню вам, что Израильское царство было завоевано ассирийцами, и израильтяне были выселены в ассирийские владения, а Иудейское царство было завоевано Нововавилонским царством, и Вавилон повторил то же самое с его жителями. Но надо сказать, что на Иудейское царство приходилось, не считая левитов, полтора колена древнего Израиля, остальные же все жили в Израильском царстве, и похоже, что они не сохранились. А эти сохранились. Эта политика, кстати, заимствованная нововавилонскими правителями у ассирийцев, прежде всего Навуходоносором, называлась «несаху». Это политика переселения. Смысл понятен. Оказавшись среди совершенно чужого населения, покоренные, завоеванные становились неопасны государству. Кругом если не враги, то не друзья. Вот Сталин в конце войны тоже занимается политикой несаху. Да, чечены и ингуши в северном Казахстане — это высылка того времени. Но они вроде бы все уже вернулись. Думаю, их уже нету в Казахстане, их же вернули. Может быть, правильно, что выселили, а может быть, и нет. Во время войны чеченцы вели себя так, что один автор, исследовавший историю чеченского вопроса с 20 годов XX века, с маленькой предысторией, конечно, уходящей в кавказские войны, написал и опубликовал: «А стоит ли упрекать Сталина в жестокости? Он скорее человеколюбие проявил, потому что на массовую измену в условиях войны, он мог ответить массовыми же расстрелами». Вся немецкая полиция была там из этих ребят. Военных частей не было, дивизий не было, а подразделения СС из них были. Точно так же, как вся полиция в Таврии (в Крыму) состояла из крымских татар. Они тоже выселенный народ, Они вели себя так, что даже не офицерам Вермахта, а офицерам СС приходилось защищать от этой полиции другое, православное местное население. Я сам знаю два места, два греческих села, полностью истребленные, полностью вырезанные татарами. Русских они побаивались, русских же больше было, чем татар, раза в два тогда. Кроме того, были какие-то керченские катакомбы, какие-то партизаны. А вот греки и болгары — это годится.

Так вот, Нововавилонское государство было похоже на предыдущее всем, но только было халдейским по верхушке своей. И вот тут-то тот самый царь Навуходоносор, ставший очень могущественным, женился на египетской принцессе. Царевна решила сделать грозному мужу что-нибудь приятное. Конечно, мы не знаем ее слов. Она предложила ему прорыть еще один большой обводный канал и сделать еще орошаемые площади под прекрасные плантации, то есть забрать еще воды из Евфрата. Не знаю, что воскликнул Навуходоносор. Наверное, «О, моя дорогая!» Но канал построили. Рассчитали его египетские инженеры. Воды, забранной из Евфрата, оказалось слишком много. Течение Евфрата замедлилось, а в каналах вода начала просто застаиваться. Но Евфрат не Нил. Нил несет плодородный ил, мы то уже отмечали, и не только орошает, но и удобряет свою долину. А Евфрат несет в паводок твердые частицы с Иранского нагорья. А твердые частицы прихватывают ничтожные крупицы соли. Покуда не было обводного канала, все было нормально. А теперь крупицы соли оседали, и началось засоление почвы. Кстати, отмечают исследователи, аморейское население знало, что нельзя строить канал, что не будет он работать, что остановится вода. Но царь был халдей. Советники у царя были евреи. Инженеры были египтяне. Все были чужаки. Когда в начале III века до нашей эры Александр Македонский хотел учинить столицу в Вавилоне, он просто не представлял себе ситуацию. Тогда Вавилон уже наполовину обезлюдел. И до Рождества Христова он просто не дожил. Сейчас там засоленная пустыня. Да, а началась все с канала. Да, с жены. Но жена же хорошего хотела. Только была она чужачка, как и все остальные, как и царь, вообще говоря.

Ассирия

Ассирия расположена севернее Вавилона, ядро Ассирии расположено севернее. Ассирия исторически занимала среднее и верхнее течение Тигра — второй реки Месопотамии. Это немножко другой климат. В верхнем течении Тигра рядом находится Иранское нагорье, там есть пшеница, но в верхнем течении Тигра уже не вызревает финик, ему не хватает тепла. Он растет, но плодоносить не будет. Финиковая пальма может расти у нас на Черном море, но только фиников вы не получите, а декоративно растет.

Вопрос: Там получают два урожая?

Махнач: Сейчас там не очень тепло, вряд ли там получают два урожая.

Безусловно, можно говорить о двух ассирийских народах. Обычно историю Ассирии делят на древнеассирийский период (Древнеассирийское царство), среднеассирийский и позднеассирийский (или новоассирийский) период. Видимо, надо полагать, что Древнеассирийское царство связано с первыми ассирийцами, а Среднеассирийское царство и после очень короткого периода неудач Новоассирийское царство — со вторыми ассирийцами. То есть, древних ассирийцев, чтобы как-то их отличить, можно условно называть ашшурцами, хотя по-ассирийски это одно и то же слово — Ашшур.

Древняя Ассирия начинается в очень глубокой древности и заканчивается где-то около середины второго тысячелетия до Рождества Христова. Может быть, там тоже была смена этноса (как и в Вавилоне бывало), но у нас информации нет. Средняя Ассирия начинается с подъема, усиления, возвышения Ассирии в XV веке и заканчивается в IX веке до нашей эры.

В XI веке до нашей эры Среднеассирийское царство, как многие считают сейчас, создает империю при царе Тиглатпаласаре Первом. Если вы не будете помнить имя Тиглатпаласар, то ничего страшного не будет. Видимо, упадок конца XI века и начала X века — это переживание этнической фазы надлома. Упадок незначительный, Ассирия остается, просто властных функций не осуществляет. И новый подъем — это уже великая военная держава, Новоассирийское царство, это уже начало IX века по середину VII века до нашей эры, когда фактически Ассирия была разгромлена при царе Ашшурбанапале. Конец его правления — 627 год. Попытки сохранить хоть какую-то Ассирию заняли еще несколько лет, и в 622 году она окончательно прекратила свое существование. Вот так это выглядело.

Вопрос слушательницы: Они индоевропейцы?

Махнач: Нет, конечно. Они семиты, западные семиты. Но они очень не похожи на обитателей южной Месопотамии, хотя язык тем не менее достаточно родственный. Арамейский язык тоже семитский, и арабский язык — семитский.

Ассирию предали забвению. А между прочим, они до очень многого додумались, в частности в государственном строительстве. В частности, именно у ассирийских царей мы у первых видим опыт создания имперской знати. Когда Новоассирийское царство действительно становилось империей, они сознательно вводили в состав ниневийской аристократии представителей покоренных народов. И то впоследствии будут делать все империи, включая Российскую. У меня есть об этом старая, достаточно известная статья «Империи в мировой истории». Ее можно найти в интернете или еще где-нибудь. Там я среди характерных черт, универсальных для империй, отмечаю и это.

Почему же у них империя не удалась? По всей вероятности, ассирийцы были чрезмерно жестоки к побежденным. Они были жестоки постоянно, хоть и приглашали чужих аристократов. Фактически было даже две аристократии — старая ашшурская и новая, полиэтничная ниневийская. Царь Тиглатпаласар II даже попытался обидеть Ашшур, лишить его статуса царского города, о чем мы говорили применительно к Вавилону. Ему нужны были денежки. Но он получил такую отповедь, его знать так на место поставила, что больше желающих замахиваться на Ашшур не было. Так вот, почему же империя не получилась? Они были слишком жестоки при подавлении мятежей. Мятежи следует подавлять. Но вряд ли притом следует обтягивать главные ворота столицы кожей, которую содрали с побежденных врагов. Ну не стоит, не надо. А если уж обдираете людей, то жди, что они соберутся в большую кучу и уничтожат твою столицу окончательно. Власть ассирийских царей, власть полководцев, как я уже говорил, не была неограниченной. Ассирия с древнейших времен знает народное собрание. Это естественно, народ-войско же. То есть, у них был свой демократический элемент. Народные собрания собирались и в новоассирийское время, но они имели скорее уже такое праздничное, ритуальное значение, реальной власти они не имели, а вот аристократия власть по-прежнему имела.

Ассирийцы были принципиально свободными людьми. Тем они тоже очень отличались от многих народов. Ассирийцы не бывали рабами. Их нельзя было продать в рабство. А вот зависимыми людьми они бывали. Было много форм зависимости. Там тоже бывали должники, бывали кабальные отношения. Бывало разорение простых ассирийцев. Но все равно продать в рабство было невозможно. И цари очень следили за тем, чтобы не разорялись беднейшие слои ассирийского общества, ведь население — это прежде всего военная сила. В частности, там была практика так называемого «оживления». Если ассириец разорился и не мог прокормить семью, то он мог лишнего ребенка (лишний рот) или не одного ребенка уступить богатому ассирийцу. Это называлось «оживление» в дословном переводе. А «оживленный» или «оживленная», оставаясь свободными, превращались в клиентов. Неродной отец мог выдать замуж или женить «оживленного». Вот такие формы зависимости в Ассирии были.

К сожалению, сохранилось не все законодательство Ассирии. Но сохранилась его часть, сохранился целый корпус, посвященный вопросам брака, семьи, наследования имущества. Эти законы патриархальны до чрезвычайности. Женщина не наследовала имущества. Она не только не могла им владеть отдельно от мужа, но даже не наследовала. Если женщина становилась вдовой, она распоряжалась имуществом только до совершеннолетия сыновей.

Ассирийцы прекрасно понимали, от кого зависит крепость семьи. Потому развод по вине мужчины, по инициативе мужчины был разрешен, но такой виновный муж подвергался общественному порицанию. Что же касается жены, то закон прямо указывает, что если женщина только изъявила желание покинуть своего мужа, то ее следует незамедлительно утопить, в Тигре.

Еще один интересный момент. Если полноправная свободнорожденная женщина оказывалась на улице с непокрытыми волосами, ей полагалось за то пятьдесят палок. И любой мужчина, который это обнаруживал, должен был ее задержать и доставить в магистрат за палками. А если он этого не сделал и тому есть свидетели, то ему тоже полагалось пятьдесят палок. Если же рабыня или проститутка из другого народа, хоть и не рабыня, оказывалась на улице с покрытыми волосами, то ей полагалось сто палок. Это очень суровое наказание.

Мы вот обычно жалеем бедных женщин востока, но не обращаем внимания на то, что этот уходящий в невероятную древность символ, покрытые волосы, не только у ассирийцев, а вообще у народов Передней Азии, но у ассирийцев особенно жестко, выделяет свободную женщину. И когда Мухаммед велел мусульманке носить покрытые волосы, он подчеркнул тем самым, что мусульманка — женщина свободная, любая мусульманка. Только волосы, разумеется, а не лицо. Чрезвычайно вредная волосяная паранджа — это изобретение дикарей Средней Азии. Арабки так никогда не ходили, иранки тем более так никогда не ходили. Да, покрытая голова есть признак свободной женщины.

Излишне, наверное, упоминать, что ассирийцы были великолепными воинами. Долгое время, не один раз они были просто лучшими воинами. И очень быстро учились. На колесницы первыми стали арийцы. Ассирийцы тут же переняли это умение и научились сражаться на колесницах. Египтяне прекрасно сражались на колесницах. Ассирийцы прикинули к носу и переплюнули египтян. На египетской колеснице стояли два человека — возничий и боец, обычно стрелок. Египтяне были лучниками высочайшего класса. Ассирийцы поставили на свои более тяжелые колесницы трех человек. Возница не может отпустить поводья, сражаться он практически не может. И потому ассирийцы поставили еще одного воина со щитом, который старался прикрыть и себя, и лучника, и возницу, которые делали свое дело. Это все тоже идет от арийских народов. В Передней Азии ассирийцы первыми научились скакать верхом, конечно, тоже у ариев.

У ассирийцев были луки. Они очень гордились своей стрельбой из лука, и начали думать, как же так сделать, чтобы и всадник мог стрелять. Это очень высокое умение. Пройдут века, прежде чем люди, причем скорее всего сперва кочевники научатся стрелять на скаку. Ведь для того чтобы стрелять на скаку, надо бросить поводья и управлять конем ногами, для стрельбы же надо две руки. Ассирийцы первыми придумали выход из положения. Каждого всадника-стрелка сопровождал слуга. Когда они выходили на дистанцию стрельбы, стрелок бросал поводья, и его коня вел слуга-поводун, а сам стрелял.

Они были превосходными ремесленниками, в том числе строителями, в том числе керамистами. Ниневия была удивительно красивым городом. Особенно она отличалась набережной. Вот в Вавилоне такой красивой набережной не было. Вдоль набережной стояли дворцы — царский дворец и дворцы знати, в садах, в зелени, и фасады были украшены многоцветными изразцами. Наверное, то производило впечатление. Так же, как Месопотамия — это земля культуры финиковой пальмы, Месопотамия также земля керамики, тем более что там не хватало строевого леса и камня. Они должны были на чем-то отличиться, вот и стали великими керамистами, конечно.

Ассирийцы были прекрасными мастерами металла, и первыми создали булатную сталь. После того они стали, пожалуй, непобедимыми, почти непобедимыми, как выяснилось. Видите ли, в чем дело. Эпоха железа принципиально отличается от эпохи бронзы вовсе не качеством железа, а тем, что железа в природе намного больше, чем меди и олова, необходимых для бронзы, и тем, что его гораздо легче добывать. И литейное дело дешевле. С обретением железа был просто скачок в увеличении количества металлических орудий. Это не значит, что они были лучше, наоборот, они были хуже бронзовых. Железные мечи хуже бронзовых. Я видел критские бронзовые мечи — плоские, длинные шпаги. А почему же римские пехотинцы, великие солдаты, сражались короткими мечами? Из книги в книгу пишут полуправду. Пишут, что он удобен в тесном рукопашном бою. Да, удобно, но отнюдь не потому. А потому что если из римского железа сделать длинный меч, то он у тебя в руке просто сломается в бою. А сталь — это другое дело. И свою тактику ближнего боя они просто подгоняли под свои гладиусы — римские короткие мечи. А мечи для кавалерии, которые не могут быть такими короткими, они ввозили из Испании. Римляне не умели делать сталь. Ассирийцы же умели. А стальным мечом можно просто перерубить железный. Интересно, что потом это умение будет утрачено и будет восстановлено в том же регионе намного позже. Это дамасская сталь. Дамаск — сирийский город, когда-то античный, когда-то христианский. Дамасская сталь или булат — это воскрешение того, что когда-то в намного более глубокой древности было сделано ассирийцами.

Ассирийцы оставили неплохую литературу. Я прочту вам несколько выдержек, и вы их вспомните. Есть совершенно замечательная книга, которая оказала влияние на множество народов. Она попала во многие языки. Это «Повесть об Ахикаре». Ахикар был вельможей царя Синаххериба, того самого, который разрушил Вавилон. Так вот, через греческий язык, то есть через Византию Ахикар попал к нам, и с XII века существует в русской литературе под названием «Повесть об Акире Премудром». Но как-то все забыли, что это повесть вообще-то ассирийская, даже авторская. Вот несколько выдержек из Ахикара, некоторые вы узнаете:

«Говори спокойно, не повышай голоса, ибо если бы дом можно было воздвигнуть с помощью крика, осел ежедневно строил бы по два дома».

«Лучше с мудрым человеком носить камни, чем с глупым пить вино».

А вот изумительное:

«Не будь без меры сладок, чтобы тебя не проглотили. Не будь без меры горек, чтобы тебя не выплюнули. Не позволяй наступать себе на ноги, дабы потом не дерзнули наступить на шею».

И вот уже совершенно, невозможно знакомое нам, и кто бы сказал, что этому три тысячи лет:

«Один воробей в твоей руке лучше, чем тысяча птиц, порхающих в воздухе».

Закончили на этом. Я, наконец-то, не буду вас задерживать. Впрочем, как правило, вот она меня задерживала.

(все поют Достойно есть)

Все отекстовки фонозаписей лекций историка Владимира Махнача
http://makhnach.vkrugudruzei.ru/x/blog/7d7d082e9083462c847a765304f23532

Ключевые слова: ассирия 3 вавилон 6