Павел Первый. Первый романтик. Часть 1/2

20 февраля 2015 г. в 06:18

Дом культуры «Меридиан», Москва. 01.11.2000.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, февраль 2015.

Вопросы и ответы перед лекцией

Вопрос: Ваше отношение к творчеству Николая Шахмагонова? Например, «Павел Первый и Сталин. История двух злодейских убийств». Спасибо. Александр.

Ответ: Не читал. Даже не знаю, кто это такой. Федора Шахмагонова знаю, был такой исторический писатель, беллетрист, не уровня Балашова, но неплохой. А Николая не знаю, может быть, они родня.

Вопрос: Ваше мнение о деятельности Дмитрия Рогозина в «госдуме»?

Ответ: Ну как вам сказать. Целый ряд его выступлений, связанных с сербской ситуацией, например, вызывают у меня симпатию. Но как лидер некогда вполне реального «Конгресса русских общин» он сделал собственными руками всё, чтобы эта партия стала мифической. Потому отношусь к нему сдержано.

Вопрос: Можно ли считать масонскую идеологию одной из разновидностей антисистемного мышления и мировосприятия?

Ответ: Если по большому счету, но только по очень большому счету, то такие доктринальные масонские положения как непрерывность прогресса и требование служения прогрессу могут считаться антисистемными, но сами по себе они еще не образуют системы. Потому я бы не сказал, что это антисистема. Но заметьте себе, идея о непрерывности прогресса и, так сказать, ревностного служения ему — по сути антикультурна, разрушительна, но не глобально, а для конкретной культуры. В Италии она будет разрушать западное и римо-католическое мировоззрение, а в России она всегда будет разрушать естественно восточно-христианское и православное мировоззрение. Потому элемент антисистемы тут есть. А в Китае будет разрушать конфуцианскую и дальневосточную традицию. Эта идея всегда разрушительна для любой культуры.

Вопрос: В газете «Русский вестник» была заметка о том, что в Израиле будто бы существуют потомки хазар, собирающиеся претендовать на территорию в России.

Ответ: Я ничего про то не слышал и заметки не видел. Потомков хазар там не может не быть, потому что хазары частично участвовали в формировании восточно-европейских евреев ашкенази. А всё активное еврейство — это, несомненно, ашкенази. Я не знаю ни одного чем-нибудь знаменитого израильтянина, который был бы сефардом или татом. Потому потомки хазар там есть, но об их претензиях я ничего не слыхал. Это довольно забавно.

* * *

Если мы не помним о том, что Нарва есть город русского заложения, который упоминается в начале XII века как Ругодив, если точно так же не помним, что Тарту есть русский город Юрьев, то неудивительно после того, что Назарбаев осмеливается переименовать Гурьев. У меня была об этом статья.

* * *

Харьков сейчас принадлежит государству Украина, хотя в Речи Посполитой он никогда не находился. Он основан не только на русской, а на великорусской земле выходцами из Малой Руси с разрешения Московского царя Михаила Федоровича. Я в лекции то отмечал. Потому не удивлюсь, если с таким же основанием через несколько лет азербайджанцы будут претендовать на какой-нибудь район Москвы, например, Черемушки. Мы же тут живем, и того достаточно, чтобы мы имели тут свою автономию, — скажут азербайджанцы. А виноваты во всем этом мы сами.

Вопрос: По мнению американских ученых в России не произошла бы революция, если бы в правительствах Европы не было родственных связей.

Ответ: Это странно. Не знаю, какая здесь взаимосвязь. Родственные связи были не столько в правительствах, сколько в династических линиях Европы. Тогда Европа была еще почти целиком монархической, хотя бы формально, хотя бы конституционно-монархической. Родственные связи связывали все европейские династии. Но почему то должно было привести именно к революции в России, мне непонятно.

Вопрос: Солженицын полагал, что в старообрядческой России революция была бы невозможна.

Ответ: Точка зрения Александра Исаевича мне известна. Он, несомненно, очень большой писатель, очень талантливый русский человек, но его православие всегда было для меня чем-то весьма сомнительным. Во всяком случае, если это — его вероисповедание, то оно никак не сказывается на том, что он пишет. А почему собственно революция была бы невозможна? В старообрядчестве, особенно, в беспоповском очень много протестантского по сути дела. А сколько было среди буржуазных фамилий выходцев из старообрядцев, которые были крупными деятелями революции! Терещенко, например, был министром финансов во Временном правительстве. О большевицком правительстве я уже не говорю, в его первом составе был только один русский человек, да еще Бухарин. Других не было. А Временное правительство хоть и состояло из русских, но всё равно из революционеров. Я не разделяю точку зрения Солженицына.

Вопрос: Павел Первый, магистр Мальтийского...

Ответ: А зачем вы мне присылаете кучу вопросов о Павле, если я собираюсь Павла читать?

Вопросы о роли масонов в убийстве Павла, о дружбе Павла с Наполеоном, о совместном русско-французском походе и т.д.

Ответ: На всё это я отвечу в лекции.

Вопрос: Расскажите о нынешних отношениях между Русской Православной церковью Московского патриархата и Старообрядческой церковью. Насколько соответствуют правде обвинения со стороны старообрядцев в том, что гонения на них в XVIII-XIX веках были инспирированы Русской церковью? Где можно почерпнуть сведения по этому вопросу? Спасибо.

Ответ: Есть сборник «Наши задачи» Ивана Ильина. В желтой обложке, он здесь продавался, уже давно распродан, но во всех библиотеках учебных заведений, где я преподаю, он имеется. Он был издан к сорокалетию со дня смерти Ильина в 1994 году. На конференции по тому поводу я докладывал свои «Параметры христианской политики», которые давно напечатаны и вошли в сборники, которые вот тут лежат.

Так вот, в этом сборнике Ильина есть также статья теперь уже профессора Московской духовной академии, протоиерея Владислава Цыпина о правовом положении Православной церкви и инославных конфессий в исторической России. Он там отмечает, что государство всегда устраивало определенную иерархию, исходя из законности появления того или иного вероисповедания на территории России. Это совершенно нормальный государственный подход. Старообрядцы оказывались в менее привилегированном положении, чем мусульмане сунниты. И то естественно, ведь мусульмане сунниты живут на своей земле, это их родина, а старообрядцы образовались в итоге раскола. То очень полезная статья. Она объясняет, что такое настоящая свобода вероисповедания в отличие от той свободы вероисповедания, которую нам сейчас навязывают.

Практически все европейские страны имеют либо государственную религию, иногда не одну, либо покровительствуемую, либо религию, обладающую полным публично-правовым статусом. Например, вы в Германии, достигнув совершеннолетия, заполняете анкету налогоплательщика и указываете вероисповедание. Если вы пишите, что вы лютеранин, государство берет с вас налоги в пользу лютеранской епархии. Оно берет на себя эту функцию. А если вы римо-католического вероисповедания, то государство берет налог в пользу римо-католической церкви.

Вы можете написать, что вы атеист. Но этого предпочитают не делать, потому что вас уважать не будут, это неприлично, и государственной службы никогда не будешь иметь. Нет, нет, никакой дискриминации не будет. Вам просто вежливо скажут: «Спасибо, герр, вы нам не подходите».

В Финляндии государственных религий две, причем одна — первая, другая — вторая. Первая — лютеранская, вторая — православная. Что это значит? Вы можете совершенно законно быть римо-католиком или иудеем. Но тогда вы, ваша община, не получите полного освобождения от налогов и бесплатного времени на государственном радио и телевидении. А вот государственным религиям это положено. И так далее, могу долго об этом рассказывать. Я считаю, что это вполне естественно. Таким способом государство оберегает свою культуру, потому что это исторические, культурообразующие религии.

Я также считаю, что всё, что происходит в нашей стране после трагедии 1 марта 1917 года, в некотором смысле правового преемства не образует, потому что, что бы незаконного потом ни происходило, а было много незаконного, прежде всего незаконна сама революция. Потому полагаю, что мы имеем полное право запретить функционирование всех религиозных обществ, которые образовались у нас на территории после марта 1917 года. А те, которые существовали до марта 1917 года, — исторические.

Однажды римский папа обратился к Ельцину с жалобой на новый, исправленный закон, по которому римское католичество теперь окажется у нас неисторическим вероисповеданием. Этот закон начали критиковать, и мне пришлось по радио полемизировать на эту тему. Я ответил по радио следующим образом. Хорошо было бы, если бы римский папа сообщил нам, что он считает Россией. Если всю историческую Россию, то есть почти весь Советский Союз, без Туркестана, то тогда римское католичество — историческая религия, а ежели без Украины, Белоруссии и Литвы, то римское католичество в нынешних границах — действительно не историческая религия, как, кстати, и иудаизм тоже. Иудаизм не может считаться исторической религией в великорусских областях.

Потому государственные ограничительные меры в отношении старообрядцев, вообще-то говоря, да, церковная иерархия поддерживала. Но заметьте, например, все уральские казаки на протяжении веков были старообрядцами. И то не мешало ни их государственной службе, ни казачьему самоуправлению. Потом, правда, когда возникло единоверие, то есть православие старого обряда, уральские казаки почти все перешли в единоверие. Но все по-прежнему носили бороды и не курили. Как мне рассказывал военный историк, если уральский казак служил в гвардии, то на службе в Петербурге он закуривал, а когда демобилизовывался, делал последнюю затяжку, оставлял трубку и уезжал. Дома нельзя, на Урале не курили (Махнач смеется). Вот вам, пожалуйста, старообрядческий уклад они же сохранили.

Вопрос: Прошла информация о дискуссии по поводу создания христианско-демократической партии. В дискуссии участвовали Гантмахер, Сабуров, Мень, Шестопал, Шохин и другие «махеры». Неужели и тут нас обойдут? И еще, прошла информация о том, что масоны в России заявили о себе открыто и что масоном якобы является Глазьев.

Ответ: Я знаю, что Сергей Юрьевич — православный христианин. Потому думаю, что он всё-таки не масон, наверное, что-то понимает. Я не то что бы его друг или единомышленник, но точно знаю, что в отличие от нынешнего главы государства (Ельцина) Глазьев бывает на исповеди и причастии. Мне то известно. Всяко бывает в мире, но вряд ли он масон. Я в ложу не захаживаю, потому точно сказать ничего не могу.

Что касается христианско-демократической партии, то эта акция не первая, уже были попытки. Смею полагать, что эта акция ведется с одной целью — чтобы заранее ослабить возможное усиление Союза православных граждан. Вот и всё, то отвлекающий маневр. Не думаю, что из того что-нибудь получится. Среди перечисленных лиц нет ни одного человека, хоть сколько-нибудь авторитетного в христианской среде. Как таким лидерам такую партию формировать? «Междусобойчик» только могут сделать.

Мне только что на бегу сообщили важную информацию. Только что в Историческом музее открыты три новые, очень интересные выставки, и продлятся они весь ноябрь, а может, и в декабре будут. Но я забыл, что за выставки. Будете мимо ГИМа проходить, посмотрите сами, что за выставки там открылись.

Сообщаю вам новый телефон и новый адрес редакции журнала «Новая Россия». Лучше покупать журнал прямо у них: и искать его не надо и наценок никаких. Номер: 9335597. Адрес: Покровка 1. Вход под арку с Армянского переулка. Вот заканчивается Маросейка у церкви Косьмы и Дамиана, напротив — Белорусское представительство. А через переулок напротив Белорусского посольства как раз арочка. На подъезде есть надпись.

По окончании лекции, чтобы всех не задерживать, если мне напомнят, я сообщу еще два веб-сайта в интернете, где повесили неимоверное количество моих статей (там всего 34 статьи). Это для тех, кто не достал мой толстый сборник «Очерки православной традиции». Теперь в интернете будут почти все мои статьи. Впрочем, мне известны еще два места, где «Очерки...» в продаже еще есть. Первое место — это книжный магазин «Паломник» на Бутырской 86Б. Магазин находится во дворе большого оптового склада «Паломника». Там еще остался этот сборник, немного. Это рядом со станцией метро «Дмитровская». На фасаде здания того двора огромная вывеска какого-то банка. Второе место, где еще есть остатки, — в редакции журнала «Москва» на Арбате 20. Там сейчас нету сборника, но они обещали мне привезти на этой неделе. Значит, завтра наверняка сборник уже будет. Им случайно удалось раздобыть еще две пачки. То сорок экземпляров. Но то уже остатки тиража.

Лекция

Переходим к нашей лекции об императоре Павле Первом. Император Павел Петрович — человек трагической биографии. Правда, его царство не началось трагически, но трагически началась его жизнь. Он был еще младенцем, когда в итоге переворота был низложен и убит его отец Петр Третий. Не думаю, что России следует особенно сожалеть о происшедшем с Петром Третьим в отличие от других подобных трагедий в русской истории, других цареубийств, потому что Петр Федорович был профессионально непригоден. И думаю, что не так уж и не прав был Маркс, — как вы догадываетесь, я редко на него ссылаюсь, — назвав в «Секретной дипломатии XVIII века» Петра Третьего «верноподданным прусским министром на русском престоле». Не будь это так, не удался бы переворот его жены Екатерины. Но ведь Павел всего того не знал. Он, повторяю, был младенцем. И на всю жизнь остался в какой-то степени с ощущением гамлетовским. А его долгая жизнь прошла в царствование его матери. Когда она скончалась, ему было уже за сорок!

Плюс ко всему, он, что называется, в девках пересидел. Ничего непочтительного сейчас не вкладываю в это выражение. Он слишком поздно унаследовал престол. Причем первоначально об императоре Павле весьма заботились как о будущем государе. Его воспитателем сделали вельможу, графу Никиту Панина. Для того то была немножечко почетная отставка: Панина отодвигали от иностранных дел. И пилюлю-то надо было позолотить. Воспитатель наследника! А власти никакой. Но, несомненно, он был блестящий вельможа и очень образованный человек, и он заботился о том, чтобы у великого князя были талантливые учителя. Среди тех, с кем он долгое время, несколько лет работал, особенно незаурядным считается талантливый математик Порошин. То даже Ключевский особенно отмечает.

В общем императора Павла учили всерьез. На протяжении XVIII века он был самым образованным русским императором. А если взять XIX век, в начале которого он погиб, то образованнее его, но в совершенно другую эпоху с другим уровнем образования был по всей вероятности царь-освободитель Александр Второй, может быть, и наш последний император Николай Второй. Остальные такого солидного образования не получили.

Само собой разумеется, императора готовили не только как государственного человека, но и давали ему фундаментальное военное образование. Тогда для принцев это было нормально. Весь XIX век наши великие князья и цесаревичи, в том числе, получали военное образование, которое с середины XIX века, с Александра Второго, стало высшим (академическим) военным образованием. В XVIII веке то было еще не так, но Павел солидно знал военное дело и очень увлекался флотом.

Подготовка к государственной деятельности заключалась и в том, что великого князя водили на заседания коллегий, на заседания сената, синода. Он был очень внимателен. У него была образцовая память. Свидетели отмечают, что вопросы, которые задавал великий князь, были глубоки, солидны, всегда по существу.

Ходили даже слухи среди дворян, что по достижении полного совершеннолетия великого князя Павла, он будет объявлен соправителем своей матери. Может быть, они даже как-то повлияли на похолодание отношений матери и сына. Всё-таки не следует забывать, что Екатерина Вторая совершила тройную узурпацию власти: она узурпировала у своего мужа, она узурпировала у нечастного Шлиссельбургского заключенного Ивана Антоновича и в какой-то степени у своего сына. Правда, действовало еще завещательное престолонаследие — нелепейший закон Петра Первого. Но она-то сама занимала престол вообще без всякого завещания. Такие вот моменты были. Чем ближе к совершеннолетию, тем прохладнее становились отношения матери и сына по целому ряду причин.

Как мы отмечали в минувшей лекции, императрица Екатерина обладала очень многими достоинствами, она была, конечно, незаурядной государыней, выдающимся дипломатом, достаточно талантливым литератором, кстати. Но она лгала всю жизнь, а ее сын был человеком, который не лгал никогда. Уже то должно было серьезно портить их отношения.

Екатерина была помешана на классицизме. Она была у нас пропагандистом классицизма, что мы отмечали, и, следовательно, пропагандистом просвещения. Она сама принадлежала эпохе просвещения. А Павел Петрович по своим вкусам и хронологически принадлежал эпохе романтизма. Тут было столкновение классицизма с романтизмом, холодного всегда и сухого иногда классицизма с пламенным, в том числе в искусстве романтизмом. Будущий император Павел был дружен, трогательно дружен с фрейлиной Екатериной Нелидовой, выпускницей Смольного института. Ему довелось в юности серьезно заболеть. То была простуда, горячка. В те времена без антибиотиков от простуд иногда умирали. Ввиду того, что он очень плохо себя чувствовал, он написал матери письмо, в котором трогательно просил побеспокоиться о добром имени Нелидовой. Свидетельствую, что их дружба была абсолютно чистой и не включала никакой телесной близости. Вы представляете, как хохотала Екатерина, прочитав эту бумажку, да еще, небось, с приближенными, раз это письмо стало известным! Кто предал огласке? Конечно же, сама Екатерина. Хотя соправителем, соимператором совершеннолетний Павел не стал, ему тут же устроили европейскую поездку по столицам, формально инкогнито, под видом графа Северного, дабы поездка не носила официальный характер. Понятно, что все знали, кто такой граф Северный. Но положено было принимать его просто как аристократа. Надо сказать, что Павел шармировал всю Европу. Его везде принимали на ура. В частности, им был обворожен Париж. Ему кидали цветы, раздавались выкрики в честь России, в честь самого великого князя. А Париж ведь подкупить нельзя. Париж своеволен: либо ты популярен, либо не популярен. Я не очень люблю французов. В моих лекциях это заметно. Может быть, еще меньше люблю парижан, но не могу не признать этого. Париж создает свое собственное мнение.

Пожалуй, при всех дворах его принимали хорошо, не только предупредительно. Но не обошлось без накладок. Одна могла быть чудовищной. Не исключаю, что то была провокация. В Вене в честь высокого гостя собрались дать драматический спектакль. И ничего остроумнее не придумали, как поставить «Гамлета». Сорвалось, потому что главный актер отказался играть. Он сказал: «Я не могу: в зале будет два Гамлета». Но Павел об этом не мог не узнать! В Париже к нему был приставлен кузен короля, граф Артуа, постоянное сопровождающее лицо. Он был весьма благорасположен к наследнику российского престола и, судя по всему, расположил и Павла к себе. В силу того Артуа позволил себе осторожный вопрос: «У вашего сиятельства (раз граф, значит сиятельство, а не высочество), несомненно, есть преданные друзья в России?» И Павел позволил себе единственный достаточно откровенный ответ за всю поездку: «Я счастлив, что у меня нету даже маленького преданного пуделя. Маменька велела бы утопить собачку». Как и Петр Третий, не менее глубоко, но менее безумно Павел был увлечен Фридрихом Великим. Старый циник был уже стар, о войнах не помышлял и, как и потом его преемник, следовал безупречно в русле российской политики, поскольку второй раз ссориться с русским медведем Фридрих не хотел. Так вот, что потом запишет Фридрих Прусский? «Этот государь не будет править, он верит в идеи». Я не собираюсь спорить с военным гением, политическим талантом и старым циником в отношении к императору Павлу. Фридрих угадал, хотя мне известны правители, которые правили успешно, хотя верили в идеи.

А после поездки была долгая изоляция. Павел оказывается практически в изгнании, в ссылке. Его жизнь ограничена его дворцовыми ансамблями, которые были великолепны. Это Гатчина, это Павловск с их парками. Екатерина не боялась. Она вполне привязала к себе дворянство и не боялась никаких заговоров настолько, что в двух шагах — а она часто бывала в Царском селе — позволяла держать Павлу Петровичу собственные Гатчинские войска, которые были обмундированы и обучались на прусский манер. И то длилось долгие, долгие годы.

Кстати, Гамлет в России был под запретом, что тоже очень интересно. По некоторым слухам, «Гамлета» Павлу Петровичу, еще наследнику, достал почитать Суворов и впал за то в краткую немилость у Екатерины. Но Суворов долго пребывать в немилости не мог, он был всегда нужен!

Что можно сказать о масонстве Павла Петровича? Такие утверждения имеют место в литературе. Когда они встречаются в газете, то часто они бывают проявлением безграмотности. Кем-то пущен слух (сплетня) о том, что Орден Мальтийских рыцарей — не что иное, как грандиозная масонская ложа. Ну, это не для образованного человека, я с такими полемизировать не собираюсь. Некоторые верят в идеи (Махнач смеется) — раз был гроссмейстером мальтийским, значит масон. Что тут можно сказать? Точных сведений нет. Сам император не вел себя как масон. Возможно ли то? Возможно. Панин был масоном, а он был воспитателем наследника. Но повторяю, кроме слухов, нету ничего, кроме одного портрета. В Датском королевском собрании есть портрет императора Павла на фоне эмблемы розенкрейцеров. Розенкрейцеры — не совсем масоны, хотя это нечто парамасонское. Они только стремились всегда сохранить изучение алхимии, астрологии, тонких знаний. Розенкрейцерство — очень аристократично и замкнуто. Может быть, этот портрет и эта эмблема неслучайны. Это единственный документальный факт, который могу довести до вашего сведения. Но повторяю, в его правлении не вижу никаких отражений масонства и розенкрейцерства.

Здесь необходимо сделать отступление и рассказать о русском масонстве. Масоны любили создавать вокруг себя рекламу, масоны любят легенды. Масоны склонны были из века в век преувеличивать собственное значение, как и преувеличивать собственную древность. Так было всегда, так есть и сейчас. Впрочем, «Историю русского масонства» Бориса Башилова, изданную у нас в нескольких, 18-ти выпусках, я могу искренне рекомендовать. Это не просто антимасонский автор, это осторожный, критический автор, который не всему доверяет. Особенно интересны поздние выпуски Башилова, где повествуется о масонстве XIX века и начала XX века, предреволюционных и революционных лет. Искренне рекомендую. Сейчас появилась еще одна прекрасная книжка, она есть в продаже в приложении к журналу «Москва», потому есть и в книжном магазине «Москвы». Это «Ночные братья» графини Софии Толь (изд. 2000). Она состоит из двух частей. Небольшая брошюрка «Ночные братья» написана на материалах о германском масонстве, ее название вынесено в общее название, а «Масонское действо» — книга о масонстве декабристов. У этой дамы мужской ум! Не хочу оскорбить ее память. Может быть, она была совершенно замечательной, обворожительной дамой, но у нее твердый, крепкий ум. Это не дамская литература. У госпожи Толь всё достоверно! К сожалению, есть и всякие, разные другие книжки.

Эта ложь масонов о самих себе иногда вызывала антимасонскую реакцию. И понятно почему. А как конкурировать со стоящими рядом древними системами? Христианству около 18 столетий, но за ним стоит еще и мощный пласт ветхозаветной истории. Как себя чувствовать рядом с такой мощной традицией, если у тебя история, например, 50 или 100 лет? Несолидно, не производит впечатления. Всерьез принимать не будут. Или рядом с исламом, чья история начинается в VII веке. Тоже солидная традиция. С буддизмом, чья история уходит в VI век до Рождества Христова. Вот почему появилась эта ложь. Она имела символическое значение, а также была пропагандой для наивных. Потому появилась знаменитая легенда об Адонираме, якобы строителе Соломонова храма, хотя ни в Ветхом Завете, ни в святоотеческой литературе, комментировавшей Ветхий Завет, ни в Талмуде ортодоксальных иудеев имени Адонирам нет. Его нету нигде. Оказывается, о нем знали только масоны. По той же причине масоны также стремились подтянуть тамплиерскую традицию, хотя Орден тамплиеров был разгромлен в XIV веке, а глубже XVI века даже на уровне осторожных гипотез масонство не просматривается. Где же мостик в два века? Как его можно перебросить? Но приятно. Загадочные, таинственные тамплиеры, которые обладали тайным знанием! А тамплиерство, между прочим, действительно включало в себя антисистему, что я отмечал в своей статье «Антисистемы в России». Антисистемой был не весь орден, а их внутренний круг. Она была вмонтирована в орден. Далеко не все братья подозревали, что такой круг существует, но ключевые посты в ордене были заняты представителями этого внутреннего круга.

Как видите, к своей традиции масоны подтягивали разное, и всегда в рекламных целях. На самом деле, находясь на почве фактов, мы можем утверждать, что масонство возникает в Англии, в строительных артелях, которые и назывались «ложами». «Масон» по-русски значит «каменщик», а «франк-масон» — «вольный каменщик». Ложи те (артели) были замкнутыми, законспирированными по совершенно понятным причинам. Они хранили профессиональные секреты своего ремесла. Понятно, почему в Англии. Потому что именно в Англии дольше всего сохранялась готическая архитектурная традиция и те замкнутые артели, которых на континенте уже не было. Неслучайно готическая архитектура в Англии дожила, несмотря на увлечение ренессансом и барокко, до XVII века. А уже в XVIII веке сразу же начинает возникать неоготика, которую у нас — вспомните Царицыно или Петровский путевой замок — достаточно неграмотно именуют «псевдоготикой», хотя на самом деле это просто ранний романтизм в архитектуре. Так вот, артели очень подходили для того. Может быть, хотя мы того не знаем, первые духовные масоны в отличие от инструментальных, то есть члены лож, не бывшие строителями, появились уже в XVI веке. Но утверждать мы того не можем. Утверждать можем только, что они появились в XVII веке. Их становилось всё больше. Зачем они были нужны? И зачем были нужны ложи предпринимателям, дворянам? Ну, ложам те были нужны, потому что они были богаты или знатны. То повышало авторитет плотников и каменщиков, братьев по одной ложе. А зачем ложи были нужны этим людям? В 40-е годы XVII века начинается английская революция. А в английской революции было, как и в любой другой революции, всё! Резня. Террор. Тиранический режим Кромвеля. А законспирированная община — это как раз то, что будет тебя оберегать, где скрыться можно. Вот почему именно в XVII веке становится много тех, кого потом назовут духовными масонами, то есть масонами не строительной профессии.

Первая великая ложа, то есть ложа, объединившая несколько лож, учреждена в XVIII веке, в 1735 году, в Лондоне. Их было три. Известно даже, в каком пабе, в какой пивной. Причем заметьте, что первым мастером объединенной великой ложи, становится уже духовный масон, дворянин Энтони Сэйер (Anthony Sayer). Из двух блюстителей, то есть следующих лиц в руководстве великой ложи только один плотник, второй уже банкир. Вот так складывалось то масонство, которое мы знаем. Но посмотрите, как поздно. То пошел уже XVIII век.

XVIII век был в полной мере расцветом масонства. Масонством увлеклись. XVIII век был достаточно мистичным. А в масонстве есть тайна. Кроме того, аристократические традиции, к которым не могли прикоснуться буржуа, делали для них удивительно заманчивыми ложи с их рыцарским ритуалом, обрядностью, костюмом. Ты сразу начинаешь чувствовать себя не просто каменщиком, а даже наоборот — рыцарем. Да еще оказываешься на одном заседании с самыми блестящими иногда аристократами. И не только для буржуа. Для мелкого дворянина то было тоже привлекательно и престижно.

В XVIII веке масонство впервые становится влиятельным. Самая крупная успешная акция масонства — это упразднение римским папой под давлением европейских правительств Ордена иезуитов, тогда главных антимасонов, тогда главных их противников в Западной Европе. И ведь победили и заставили! Кстати, мы этим займемся в следующей лекции. Мы с этим тоже столкнулись, потому что иезуитов приютила Россия. А они тут стали гувернерами, домашними учителями, пансионов пооткрывали, и к просветительскому и масонскому влиянию мы получили еще иезуитское влияние на наше дворянство! Ну просто ах!

Нельзя говорить, что масоны устроили французскую революцию. Точно так же нелепо утверждать, что они устроили английскую революцию. Другое дело, что их там было немало, что они участвовали в подготовке французской революции. То подробно исследовано Огюстеном Кошеном, французским историком начала XX века, к сожаленью, до сих пор у нас неизданным, но уже переведенным. Но вы можете посмотреть довольно подробное изложение Кошена в большой статье Игоря Ростиславовича Шафаревича «Русофобия». Первые две главки этой большой статьи как раз посвящены роли «малого народа» во французской революции, это термин Кошена. То есть о роли тех людей, которые говорили по-французски, одевались по-французски, умели вести себя в обществе, умели пользоваться как шейным платком, так и носовым, но притом презирали и ненавидели всё французское, всё национальное, римское католичество и тем более монашество, и римскую церковь с папой во главе, и роялизм, верность королю, дворянские добродетели, буржуазные добродетели, всё вплоть до рождественского гуся! Всё вызывало у них иронию, а дальше и ненависть. Подробнее об этом вы читали в моей статье «Диагноз».

Посмотрите на наших революционеров середины XIX века. У декабристов того еще не было. Декабристы были, между прочим, в основном русскими националистами. Но вот поколение Герцена, вот они были уже такие же! Они тоже говорили по-русски, любили Россию, но только ту Россию, которая никогда не существовала и не могла существовать, вымышленную Россию. И чем больше любили вымышленную Россию, тем больше ненавидели реальную Россию. Так же, как и те, которые пошли во французскую революцию. Они тоже там все играли, стали Сципионами, Публиями, Гракхами, Фукидидами, из классической греческой и римской истории имена попринимали. Они любили вымышленную Францию и потому были страшными врагами настоящей Франции. Где выращивали этих людей? В философских академиях. В аристократических салонах. И в масонских ложах. Вот вам и служение прогрессу! Если ты служишь прогрессу, а вокруг тебя реальная Франция «непрогрессивна», то надо конечно немедленно поломать Францию! Во имя служения прогрессу.

Часть 2/2
http://makhnach.vkrugudruzei.ru/x/blog/8ca6a9ebb38b45279f9018845acebb75

Все отекстовки фонозаписей лекций историка Владимира Махнача
http://makhnach.vkrugudruzei.ru/x/blog/7d7d082e9083462c847a765304f23532

Ключевые слова: масоны 10 павел первый 4
:: Специальные предложения для друзей ::