Ересь жидовствующих

20 марта 2015 г. в 18:14

Москва. 2006.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, март 2015.

В 70-е годы XV века, может быть, в самом конце 60-х годов новгородцы, прежде всего боярская аристократия испытывают постоянное давление со стороны Московского великого князя. Естественно, они тяготятся этим давлением и пытаются сначала сменить церковную власть. Мы этот материал проходили; напомню вам, что тогда, в конце XV века в Москве был автокефальный митрополит. Его независимость от Константинопольского патриарха уже признали на Востоке, в Восточной Европе. А в Киеве был другой митрополит, то есть литовский митрополит, который после упразднения унии вернулся в подчинение к Константинопольскому патриарху, когда тот уже не был униатом. Греки разорвали унию, после того как на них турки свалились. Скончался святитель Иона Новгородский, последний архиепископ вольного Новгорода. Предстояли выборы. Новгород соблюдал древнюю традицию, восстановленную только при избрании святителя Тихона в 1917 году, и с тех пор потом больше не применявшуюся, что интересно. Согласно традиции, собор в два тура избирает трех кандидатов на патриаршество. А дальше, после совершения литургии и особого молебна схимник тянет жребий из ларца. То есть, окончательный выбор остается на волю Божию. И, кстати, сказать, это совсем не шутка, это очень оправдано, потому что когда восстанавливали патриаршество по числу голосов во втором туре, Тихон был третьим. За него подали меньше всего голосов. Но Господь решил иначе. И позднее знаменитый митрополит Антоний, который был весьма достойным иерархом и набрал больше всех голосов, сказал: «Вот же чудо! А я бы не справился на месте Тихона».

Так вот, собирались по-прежнему избирать архиепископа Новгородского с использованием жребия. Но заговор был не в том, а в другом — новоизбранного архиепископа хотели послать ставиться не в Москву, а в Киев. Помощь со стороны Литвы оказалась настолько малозначительной, а давление со стороны православных столь большим, что новоизбранный архиепископ Феофил не рискнул ехать в Киев, и все-таки поехал ставиться на Москву. То есть, еще будущая Россия и наш государь-основатель Иоанн Третий выиграли первый раунд.

Но новгородские бояре нанесли второй удар. Тут все было проще: ведь новгородцы «вольны во князьях». Они отказали Ивану в положении Новгородского князя. Вместе с тем, Литовского великого князя новгородцы тоже побаивались. И им совсем не хотелось, испортив отношения с Москвой, попасть под влияние двойной гигантской державы — Литвы, за спиной которой Польша. Потому позвали не самого короля и великого князя Казимира, а одного из его вассалов — Киевского князя Михаила. Он, как вы понимаете, был номинальным князем, но все же аристократом Рюрикова рода. Одним словом, годился. Михаил приехал откормиться на новгородских хлебах. И откармливался с размахом, окруженный приехавшей с ним нищей шляхтой. Как только наметилась угроза со стороны Иоанна Третьего, Киевский и Новгородский князь сбежал обратно. Сбежал в Литву, пообещав вернуться, и не вернулся. Он просто испугался.

Затем новгородские войска были разбиты в сражении на реке Шелони, на одном из притоков Ильменя. Речка Шелонь и сейчас существует, только по ней на ладьях уже не походишь: все реки северо-запада жутко обмелели. То было не присоединение Новгорода, то не была полная победа. Иван только хотел произвести впечатление. Четырех неосторожных новгородцев, которые прежде, в свое время приняли московские пожалования боярами, казнили как изменников. Многих увезли в плен, в Москву, в заточение. Через несколько месяцев всех отпустили. Иван только произвел впечатление, он никогда не делал ничего лишнего. Новгороду пришлось откупаться землями в пользу великого князя и другими немалыми подарками, в том числе за счет дома святой Софии — огромных владений архиепископа Новгородского.

Вот в той-то неразберихе и появилось несколько, по традиции семеро, основателей секты, о которой мы говорим, — семеро ученых старцев иудеев. Впрочем, возможно цифра 7 — легендарна, условна, потому что точно мы знаем только одного — Схария (Захария), а были ли остальные, мы того не знаем. Основав свой кружок, Схария исчез, скорее всего, уехал обратно в Литву. Вот так в тех бурных условиях, когда Новгород воевал с Москвой, была основана Ересь жидовствующих. Название условно. Во-первых, не очень жидовствующих, точнее, жидовствующих, но не только. Во-вторых, не ересь, конечно. Разумеется, не ересь, потому что «ересью» мы называем уклонение от вероучения. Еретик во всех отношениях есть православный христианин, а в чем-то одном нет. Так обычно возникают ереси. А тут мы имеем дело с законспирированной шайкой, имевшей далеко идущие планы искажать, засорять вероучение и русскую культуру, с ним связанную.

Еще раз вернемся к принципу разрешенности лжи в антисистемах (об антисистемах читайте отдельную лекцию Махнача). От кружка жидовствующих в отличие от бывших у нас ранее ересей, например, от стригольников, от которых ничего не осталось и которых мы изучаем только по обличительной литературе, по посланиям прежде всего святителя, митрополита Фотия Московского и святителя Стефана Великопермского, до нас дошла не только великолепная книга Иосифа Волоцкого «Просветитель», но и собственные сочинения жидовствующих.

Что от того кружка осталось особенно интересного? Во-первых, осталась Библия (Ветхий Завет), переведенная по древнееврейскому (масаветскому) тексту. На фронтисписе ссылка на то, что книга издана благословением митрополита Филиппа, разумеется, не священномученика времен Ивана IV, которого мы все знаем, а Филиппа I, который к тому времени скончался и благословить уже ничего не мог. Кроме того, совершенно очевидно, что ни один митрополит не решился бы без созыва собора на такое серьезное деяние, как изменение принятого текста. Имя усопшего митрополита было чрезвычайно удобным. Он уже ничего не опровергнет, он уже не мог возмутиться и сказать: «Я вам благословения не давал». Схожая ситуация повторилась в наше время. Умирает всероссийски известный батюшка с острова Залит (Талабск), и тут же выясняется, что он был большим почитателем несомненно святого Ивана IV, и даже о Распутине хорошо говорил. Но почему-то выяснилось это только после его кончины. То есть, это подлог, специальное агентурное издание. Но вторая книга, которая от них дошла, еще интереснее, она оккультистского свойства, — это псалтырь. Организована она так, как обычно организована православная славянская псалтырь, то есть, поделена на кафизмы и славы (статии). То есть неученому и еле грамотному человеку всё в ней знакомо. Всё начинается, как положено. На второй, на третьей страницах — всё нормально, Но дальше между псалмами вдруг появляются тексты совершенно стороннего происхождения — одни синагогального использования, а другие, видимо, сочинены в самом кружке жидовствующих.

Почему, это не ересь, я уже объяснил. Кстати, это прекрасно понимал Иосиф Волоцкий. Преподобный заявляет в своей книге «Просветитель»: это — не ересь, а прямое отступничество. Термина «антисистема» в XV веке еще не было. Он прекрасно, подробно знал эту публику. Он был главным обличителем. А почему не просто жидовствующие, то есть иудействующие? Если бы было просто стремление как можно больше русских перетащить в талмудический иудаизм, то была бы просто конкурентная борьба. К порядку их как-нибудь призвали бы. Все-таки Мономахова норма не нарушалась: иудеям было запрещено жить в великорусских землях. И тогда то могло бы закончиться отпадением единиц. Ну чем особенным можно соблазнить к переходу в талмудический иудаизм? Тем, что лишаешься Нагорной проповеди? Причащения? Чтением закона на незнакомом языке? Дело совсем в другом. Цель антисистемы заключалась не в том, чтобы сделать из христиан иудеев, а в том, чтобы испортить их как христиан.

Как я уже говорил, они были оккультистами, поколдовывали. И для продвинутых учеников, вероятно, в том было нечто привлекательное. Академик Лихачев был прав, когда написал в их оправдание, что, в сущности, этот новгородский кружок был типично ренессансным ученым кружком. Он прав. Только дело в том, что в Средние века в Западной Европе колдовали редко и мало, а в эпоху Возрождения — много и со вкусом! Да, то был вполне ренессансный, оккультистский, антихристианский кружок. Кроме того, обратим внимание вот на что. Они уделяли большое внимание толкованию Священного Писания, и в тайных своих собраниях хулили Троицу и Святой Крест. Они отвергали тринитарный догмат и отвергали крест.

Интересно, как достойно на ту проповедь жидовствующих (если то можно назвать проповедью) ответили русские — они ответили в архитектурных формах. Долгое время не было, а тут вдруг появились трехглавые храмы. Появились храмы с крестчатым сводом — чисто наша, русская разработка конца XV века. То есть бесстолпный небольшой храм, у которого свод — крестообразный. Две такие церкви стоят в Москве. Церковь Трифона в Напрудной слободе, близ Рижского вокзала, обычно закрыта. А второй храм всем известен и часто открыт. Это церковь Зачатия Анны в Углу Китай-города. То единственная, маленькая церковь, которая стоит на Набережной. Еще есть в Ростове, Коломне, в Подмосковье есть. Вот эти храмы появились как раз тогда: «Ах, вы осмелились поносить Крест?» — «Тогда мы сделаем его огромным, пространственным, у вас над головой!» То очень интересно. Вот собственно что и произошло.

Появление этой секты вызвало церковные споры, вызвало церковные соборы и полемику о монастырском землевладении, о которой я уже говорил. Вспоминайте. Я просто хотел выделить отдельно историю жидовствующих. В итоге то дало избавление от антисистемы, без гарантии на будущее, разумеется. Следующая антисистема в России будет совсем не похожа на эту, будет Опричнина. Но в обоих случаях можно видеть весьма печальное подтверждение того факта, что все известные антисистемы были уничтожены только мечом, только военной силой, практически все. Тамплиеров перебили. Те, которые остались за Пиренеями в Испании и Португалии, вероятно, никакого отношения к тому кружку не имели. Им хватало своей работы: они там сражались с маврами. Казалось бы, ничего нельзя было сделать с ассасинами. Но наступил XIII век, появились монголы. Старец горы (Хассан ас-Саббах) отдал приказ. Один ассасин бросился исполнять его и зарезал видного монгольского военачальника. Не учли ассасины только одного: монголы были твердо убеждены в том, что их убивать никак нельзя. И хотя крепости ассасинов считались неприступными, они все были взяты, и не дорезанных при штурме ассасинов побросали в пропасть с башни. И всё, не стало ассасинов. Ересь жидовствующих была почти уничтожена, хотя казнили только четырех человек по приговору 1504 года. Всех остальных разослали по монастырям, под строгий надзор, откуда они уже не могли разлагать русский народ. Всё ядро Опричнины было перебито самим Иваном. Видимо, она становилась опасной даже для него самого. Можно привести и другие примеры. Если того не происходит, — а решиться на такое кровопускание трудно, особенно христианам, — то антисистема сохраняется, но съеживается в неблагоприятных условиях, капсулируется. Были манихеи, я упоминал их. Иранские власти поняли про манихеев всё, и их истребили, физически, поголовно. Самого Мани сожгли. Римские власти становились все-таки уже христианскими, и потому перебить всех манихеев было как-то немилосердно, но все-таки римляне умели работать, сгибали их в бараний рог, имущество отбирали, запрещали занимать городские должности, преподавать, служить в легионе. У государства есть и другие средства. И, заметьте, манихеи совершенно исчезают из источников. И около двух веков их не было. А потом, в конце IX века они вдруг начинают вылезать отовсюду как поганые тараканы из щелей. Секты, правда, были разные, но в них во всех прослеживается манихейский хвостик. Каким образом уцелели? Книжечку где-то закопали? Нет, конечно. Ну какой историк обнаружит следы трех-четырех человек, которые злобствуют и ненавидят Божий мир, сидя на кухне! В источниках ничего не будет. То есть, антисистемы сжимаются до крошечных кружков, до тех пор, пока не приходит время распрямиться. Что было в России в царствование Александра Первого, в начале XIX века? Тогда второй раз в русской истории вышел указ, запрещающий служилым людям принадлежать тайным обществам, прежде всего масонским ложам. Всех офицеров и чиновников обязали дать слово, что они того впредь никогда не сделают. И тут же «мастера стула», то есть местные руководители низших лож объявили «силанум» (молчание): «В ложе никогда не состоял, с братьями никаких отношений не поддерживаю, вообще ничего». Вот только что всё было, и вдруг ничего не стало. Так что либо они сжимаются, либо их уничтожают.

Мы с вами можем отметить, что Россия и русский народ успешно справились с жидовствующими и с опричниками.

Все отекстовки фонозаписей лекций историка Владимира Махнача
http://makhnach.vkrugudruzei.ru/x/blog/7d7d082e9083462c847a765304f23532

Ключевые слова: антисистемы 2 ереси 1 новгород 8
:: Специальные предложения для друзей ::